Администрация Усть-Каначульского сельсовета
сельское поселение Усть-Каначульский сельсовет Ирбейского муниципального района Красноярского края

Росреестр информирует

30.07.2024 Госдума приняла во II и III чтениях законопроект Росреестра, упрощающий предоставление земельных участков с помощью НСПД Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях разработанный Росреестром законопроект*, который призван упростить процедуру оказания государственных и муниципальных услуг в сфере земельных отношений. В частности, граждане и представители бизнеса смогут в электронном виде подготовить необходимые документы с помощью цифрового сервиса «Земля просто», который разрабатывается на базе ФГИС «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» (ФГИС ЕЦП НСПД). Законопроект разработан в рамках дорожной карты по повышению эффективности использования земли в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 23 августа 2023 г. No 2270-р. Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» введена в эксплуатацию ведомством в 2023 году в рамках государственной программы, утвержденной Правительством Российской Федерации 1 декабря 2021 года. «Одна из основных задач объединения пространственных данных и создания ФГИС «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» (ФГИС ЕЦП НСПД) - обеспечение новых возможностей для граждан и бизнеса по поиску, предоставлению земельных участков, получению государственных и муниципальных услуг в сфере земли и недвижимости в удобном формате единого окна, в том числе в составе строительного цикла. В этих целях Росреестром разработан законопроект, который предусматривает оказание таких услуг с использованием цифрового сервиса НСПД «Земля просто». С его помощью можно будет подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также сформировать участок с использованием всего имеющегося набора пространственных данных из различных информационных систем федерального и регионального уровня», - сообщила заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова. Она отметила, что в настоящее время заинтересованному лицу для подготовки схемы расположения земельного участка приходится либо обращаться к кадастровому инженеру, на что уходит дополнительное время и средства, либо пользоваться информационными ресурсами, которые не содержат полного объема пространственных данных. «Законодательные изменения повысят скорость и сократят стоимость получения услуги для человека, позволят минимизировать ошибки при образовании земельного участка. Как следствие, будут снижены риски отказа и повторного обращения за услугой», - добавила заместитель руководителя Росреестра. Отдельные положения законопроекта уточнены ко второму чтению. В частности, также предусмотрена возможность при оказании государственных и муниципальных услуг использовать сведения ФГИС ЕЦП НСПД. Это актуальные и легитимные открытые пространственные данные, полученные из различных информационных систем и ресурсов органов публичной власти. Данные изменения позволят сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг, снизить количество приостановлений и ошибок со стороны уполномоченных органов. Вступление изменений в силу запланировано на 1 января 2025 года. К этому времени будет обеспечена полная техническая готовность работы сервиса. * Законопроект No 555049-8 «О внесении изменений в статьи 11 и 39 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Госдума приняла во II и III чтениях законопроект Росреестра о расчете арендной платы земель Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях разработанный Росреестром законопроект*, которым предлагается установить единый подход к определению арендой платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставляемых без торгов. Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 39.7 Земельного кодекса РФ и статью 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». По действующему законодательству размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, устанавливается разными методами: на основании кадастровой стоимости; ставок арендной платы, утвержденных уполномоченными органами власти; рыночной стоимости права аренды земельных участков. Отсутствие единой методики усложняет расчеты арендной платы и приводит к спорам между органами публичной власти и арендаторами земельных участков. «Законопроект не меняет действующий правовой подход (не вводятся конкретные процентные ставки, коэффициенты и т.д.) определения размера арендной платы за земельные участки, а лишь устанавливает единую основу её определения на основании кадастровой стоимости для всех уровней публичной собственности. Расчет арендной платы от кадастровой стоимости будет способствовать стабильности в земельных отношениях, позволит заинтересованным лицам заранее рассчитывать размер арендной платы и прогнозировать доходы и расходы от использования земли», - сказал статс- секретарь - заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий. Кроме того, отметил он, в отличие от ставки арендной платы, размер кадастровой стоимости можно пересмотреть в административном порядке, что гораздо проще для арендатора. Это будет способствовать изменению размера арендной платы исходя из фактической рыночной стоимости земельного участка. Для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, такое решение уже принято и эффективно работает. Оно позволило сократить расходы федерального бюджета на проведение рыночной оценки аренды, а также ускорить вовлечение земель в оборот. Как пояснил Алексей Бутовецкий, законопроектом установлен срок его вступления в силу с 1 января 2026 года. Это связано с необходимостью внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты, в том числе регионального уровня. Напомним, что в 2022 году в России была проведена государственная кадастровая оценка земельных участков. В фонд данных ГКО включены отчеты об итогах государственной кадастровой оценки 85 регионов. В следующий раз кадастровая оценка земельных участков по всей стране будет проводиться в 2026 году. * Законопроект No 450825-8 «О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Госдума приняла во II и III чтениях законопроект Росреестра о сроке освоения садовых участков Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях разработанный Росреестром законопроект, которым определяется срок для освоения земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков. Проект федерального закона разработан в соответствии с «дорожной картой» по повышению эффективности использования земель, утвержденной распоряжением Правительства РФ. Изменения предлагается внести в Земельный кодекс РФ и статью 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомним, что в настоящее время термин «освоение земельного участка» упоминается в земельном и гражданском законодательстве, но его понятие не раскрыто. Сколько именно времени требуется на освоение и что подразумевается под освоением земельного участка, сегодня в законе не указано. Законопроект решает эту многолетнюю проблему и дает разумный трехлетний срок для граждан, чтобы они подготовили земельный участок для будущего использования. Например, осушили его, убрали сорную растительность, создали правильный рельеф, протянули временные сети, снесли старые мешающие объекты. Перечень таких мероприятий будет определен Правительством Российской Федерации. Отдельные положения законопроекта уточнены ко второму чтению. В Земельном кодексе Российской Федерации будет определено, с какого момента правообладатели земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков обязаны приступить к их использованию – со дня приобретения прав на такие земельные участки. Если же необходимо подготовить земельный участок к использованию, провести мероприятия по его освоению, то такой срок отодвигается на три года. Законопроект позволит также принимать меры в отношении заброшенных земельных участков на территориях садоводств и в границах населенных пунктов. Такие участки зарастают борщевиком, затрудняют деятельность садоводческих и огороднических товариществ. «Задача данных норм - не наказание собственников или изъятие у них земельных участков, а именно их возвращение на свои земельные участки для обеспечения надлежащего использования. Законопроект фактически создает механизм воздействия на лиц, которые годами или даже десятилетиями не используют земельные участки. Кроме того, это защитит собственников земельных участков от произвольных оценок со стороны проверяющих, поскольку будет однозначно понятно, используется земельный участок или нет. На уровне акта Правительства РФ предлагается закрепить конкретные признаки неиспользования земельных участков в населенных пунктах, а также в садоводческих и огороднических товариществах. Аналогичное решение по землям сельскохозяйственного назначения было принято еще в 2020 году, что позволяет эффективно воздействовать на собственников таких земель и возвращать их в сельскохозяйственный оборот», - сказал статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий. Введение нового вида наказания или повышение штрафов законопроектом не предлагается. За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, садоводства, огородничества уже установлена административная ответственность статьей 8.8 КоАП РФ. Новые основания для изъятия земельных участков также не предусматриваются. Законопроект No 634000-8 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Госдума приняла во II и III чтениях законопроект об отмене торгов при предоставлении земельных участков льготникам Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях разработанный при участии Росреестра законопроект*, которым упрощается процедура предоставления земельных участков льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. В частности, они смогут получить земельные участки без проведения торгов как в собственность, в аренду, так и в безвозмездное пользование. Законопроект разработан Думой Астраханской области. Росреестр его дорабатывал, осуществлял подготовку официального отзыва и заключения Правительства РФ, а также поправок ко второму чтению. В настоящее время в статье 39.18 Земельного кодекса РФ закреплены особенности предоставления земельных участков для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. В таких случаях обязательно публикуется извещение о предоставлении земельного участка и проводится аукцион. В то же время, как сообщил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий, существуют положения о предоставлении земельных участков без торгов, которые неверно толкуются на практике. В результате аукционы ошибочно проводятся в случаях предоставления земельных участков в безвозмездное пользование, а также в аренду или собственность бесплатно, в том числе льготным категориям граждан, которые по закону имеют право на получение земельных участков без торгов. Как правило, это многодетные семьи, участники боевых действий, инвалиды и их семьи, молодые специалисты, представители конкретных профессий и др. «Законопроектом предлагается дополнить статью 39.18 Земельного кодекса нормой о том, что положения указанной статьи не применяются в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, имеющее право на приобретение такого земельного участка в собственность или аренду без проведения торгов, в собственность бесплатно либо в безвозмездное пользование. Изменения позволят защитить права граждан, которым государство гарантирует в качестве меры социальной поддержки возможность приобретения земельных участков в льготном порядке», - сказал Алексей Бутовецкий. Изначально законопроект предусматривал отмену процедуры торгов только в случае предоставления земельных участков льготным категориям граждан под ИЖС. Впоследствии он был доработан и также распространен на случаи получения участков в безвозмездное пользование, для садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. * Законопроект No 354660-8 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статьи 10 и 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части устранения противоречий отдельных положений земельного законодательства о предоставлении земельных участков без торгов) (наименование законопроекта при поступлении в Государственную Думу было «О внесении изменения в статью 39-18 Земельного кодекса Российской Федерации»)
Росреестр информирует.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie